Январь 1943-го стал переломным моментом для всей еврейской общины Болгарии. В страну приехал офицер СС Теодор Даннекер. Именно он должен был заниматься организацией депортации граждан еврейского происхождения в лагеря оккупированной Польши. На тот момент в Болгарии проживали почти 50 тысяч евреев и для каждого из них визит Даннекера означал одно – неминуемая кончина. Однако никто из этих 50 тысяч не был депортирован. Так Болгария стала одной из нескольких стран Европы, которые не отдали своих еврейских граждан на растерзание нацистским карателям. И в первую очередь это заслуга Болгарской православной церкви.

«До сих пор я был лоялен правительству. Теперь же я считаю, что у меня развязаны руки действовать в деле защиты евреев, руководствуясь лишь велением моей совести. Вся болгарская православная церковь будет защищать евреев,» — заявил пловдивский митрополит Кирилл в телеграмме к правительству от 2 апреля 1943 года. Это были не пустые слова. Митрополит Кирилл самостоятельно пробрался в здание школы, куда под дулом пистолета согнали всех местных евреев для дальнейшей депортации в польские лагеря. Он рисковал своей жизнью, ведь полиция запретила и жестоко наказывала за абсолютно любой контакт с жителями еврейского происхождения.

Церковь всячески пыталась препятствовать ссылке евреев, что было огромным примером для болгарского народа. Поэтому, когда митрополит Кирилл бесстрашно отправился в школу, за ним последовали и простые граждане. Все они разделились и толпами отправились во все здания, где удерживали евреев. «Дети мои, я не позволю этому случиться с вами. Куда бы вы ни пошли, я пойду с вами. Я лягу на железнодорожные пути и не дам вас забрать,» — кричал митрополит Кирилл, а вместе с ним и обычные фермеры, хозяйки, рабочие…

Патриарх Болгарской православной церкви архиепископ Стефан тоже не был в стороне. В болгарском Законе о защите нации 1941 года была одна лазейка, которая помогла священнослужителю спасти тысячи невинных евреев. В нём говорилось о том, что опасность не грозила всем евреям, обращенным в христианство до 1 сентября 1940 года. Речь не шла о самом крещении, лишь об обращении к вере. Благодаря этому священник начал массово крестить болгарских евреев, объясняя, что они изъявили желание перейти в христианство уже давно. А так как это не нарушало ни один закон, судьи просто закрывали на это глаза. Таким образом архиепископ Стефан выдал поддельные свидетельства о крещении тысячам болгарским евреям. «Будь это один или 1000 евреев – я сделаю все, чтобы спасти невиновных. Бояться нечего, нацисты могут лишить меня жизни лишь один раз,» – сказал он однажды.

А председатель Синода митрополит Неофит сказал царю Борису III то, что тот больше всего боялся услышать: «Экстраординарные меры… и исключительная жестокость в отношении евреев… может навлечь на наш народ Божий гнев». Угроза проклятия пугала правителя Болгарии своей очевидностью. Все это очень давило на царя и в конце концов он отказался от депортации евреев, тем самым идя против воли Адольфа Гитлера.
В один день он публично обратился к германскому послу со словами: «Евреи моей страны – ее подданные и всякое посягательство на их свободу мы воспримем как оскорбление болгарам». 50 тысяч евреев Болгарии были спасены.

Джерело: https://isroe.co.il/50-tysyach-evreev-byli-spaseny-blagodarya-pravoslavnym/?fbclid=IwAR13VT3AwZ1FNCB2Le3VkWZpsNqJtQd7O7yqjTxKk6_dlDzD4hRtmpAjGik